Неделя на Южном Урале в блоге путешественника leshak

Неделя на Южном Урале

leshak аватар

  Как я провел отпуск (сочинение)

Полный отчет с картинками можно увидеть ]]>http://izhevsk.ru/forummessage/56/707491-m26493897.html]]>

Предисловие. Поскольку количество свободных рук в путешествии было ограничено (водитель за руль держится, а штурман в карты играет) и от природной лени доставать и укладывать аппаратуру( а она почему-то все время летает по машине) репортажных картинок очень мало(а две видеокамеры даже не расчехляли(каюсь)).  Каароче - попытаюсь описать словами…

 

День 1. По прогнозам погоды решили пройти маршрут в обратную сторону - так надежнее. Начитавшись страшилок встал вопрос по колесам - надо! Просмотр фотовидео отчетов показал - баловство это все. Выбрали компромис - старенькая дорожная на ноги, комплект оффроада в машину(благо пустая), заодно и задница загрузится и летать ничё не будет. Сборы, неотложные дела, закупки, чет забыли, чет не успели – в 21.00 выехали. Задача ставилась посмотреть Уфу не толкаясь в пробках – то бишь утром. Стандартная дорога, покимарили в Боярке(паром ночью редко ходит), ночной Нефтекамск, какие-то деревни, заправки, дорога, холодно(включили печку), опять дорога…Заехали за посадку, уснули сидя(вернее уснули - заехали). Ляжешь – проспишь долго.

Утро, светло, Бирск, заправка, Уфа…С учетом разницы в 2 часа до пробок не успели, полноценной экскурсии не получилось. Оренбургская трасса, пирожки в Булгаково, там же прикупили арбуз. Едем дальше, куда-то сворачиваем(штурман же есть), озеро Белое. Живописненько так, но желания купаться температура не вызывает. Дно топкое – тапочки еле вытащил. Завтрак. Спааать…

 

Будем считать день 2. Проснулись. Руки тянутся к аппарату… Утренний(или обеденный) туалет – вперед…

Красноусольский.  Поселок немаленький, по-уралски раскинутый между горами ещё не назовешь. Любопытство вызвал курорт. Да простят  меня иноверцы, стадно-обывательский дебилизм. Сотни машин, тысячи народу стоящие, лежащие, сидящие, ходящие задевая друг друга локтями и трущиеся задницами. Всё огорожено, расписано где чё можно, где низяя. Очередищи чтоб набрать целебной и типа священной воды разных видов или окунуться в нее – быстренько убрались. Для справки: из этой же горы за территорией течет множество различных источников (говорят с разным составом) к которым свободно можно подъехать-подойти.

Едем дальше уже без асфальта. Мендым, Толпарово. Нормальные такие горные дороги со знаками, километровыми столбами, аварийными съездами и предупреждениями(на картах  почему-то частично отсутствуют). Толпарово – ландшафтный парк. Сюда ходит автобс. Тусовое место на реке Зилим. Запоздалые сплавщики(воды уже нет), джиперы, отдыхающие. Уверенно проезжаем по шикарной горной дороге постепенно переходящей в прорубленное и отсыпанное в горах полотно уровня федералки, но когда-то заброшенное. «Дорога пчеловодов» и памятник социализму. 15 километров дороги никуда упираются в тайгу. Все заросшее цветами и малиной, через каждые полкилометра пасеки с десятками ульев, народ качает мед, собирает ягоды. Уперлись в последнюю пасеку. «Куда дорога? Дальше что?» - «Все! Тупик. Вы не первые такие.» Любезно предложили попить чайку с медом. Но как то есть медок в окружении ульев и сплошном жужжании желания не возникло. Возврашаемся в деревню. Нашли место среди палаточно-автомобильных стойбишь. Обед на берегу Зилима.

О полезности карт и навигаторов в таких местах вопрос спорный. Начинаем соцопрос. Анализ народных мнений подсказывает – проехать можно…»в … году», «с пилой», «через», «перевал», «тяжело», «на УАЗе - не знай», «можно»…Уходим по какой-то дорожке с леса. Развилка. Звук машины. «Туда?»-«Ага». Сенокосная колея с примятой травой и лужами. То-ли покос, то-ли деревня один дом. «Инзер?»-«Туда.» «Проедем?»-«Вон УАЗик пошел». В лесу скрылась машина. Через километр на подъеме среди леса рядом с «дорогой» стоит УАЗ. Не свалился в болото потому что в пень уперся. Остановились. «Выташите?»-«Не знай…Попробуем!» Передок, пониженка, буксуют все…»Хрясь!»-трос. Перевязались. Ещё раз. Пошла, родимая! «Куда?» - «Спасибо, мужики! В Инзер. Я всегда тут езжу»( бодро, но с терпким перегаром). Поехали. УАЗик догоняет – легче он – пропустили и за ним. Повезло! Ни за что б не подумал, что эта едва заметная в траве  и плутающая между деревьями и камнями тропинка идущая по болотам и перевалам  - дорога. 1-2 пониженка, раздвигая мордой кусты, зеркала сложены, задние свесы замяты, бока - как кошки скреблись… Но, надо отдать должное, валежник везде пропилен – содержат дорогу! Додго-ли, коротко-ли – вершина перевала. Мужики стоят курят, по телефону говорят(здесь связь есть). «Вон вершину видите?(меж деревьями панорама просматривается) Оттуда едем. Тут вниз 3 км, там дорога. Спасибо, мужики, счастливо!» Вниз попроще – пониженка, тормоз. Выехали! Стоим в карты играем – надо врубиться где мы. Догоняет УАЗ, тормозит, машем рукой – «Все ОК!» До Инзера долетели махом.

Федералка аж 3 км. Снова карты, навигатор – в лес. «Дорог» море. И проехать-то надо, и машину порвать не хочется, и солнце садиться. Туда-не туда – болото - обратно. Вроде туда, темнеет, грязь, буксуем, поляна, трава по пояс, спать…

 

День 3.  Проснулись. Тень, роса. В мокрую траву выходить неприятно – снова на дорогу, на горку, ближе к солнцу. Чай, зубочистка, игра в карты… Отчет джиперов 200… года предлагает свернуть с проторенной лесовозной глиняной(с признаками гравия местами)дороги. Жаль! Тут и колея-то ниже колена даже… Альтернатива опознается в лесу по просеке. Даже лесом еще не поросла, но травку похоже с того самого 200… года никто не мял. Главное в траве болотину не проглядеть. Едем неспеша, глазами пялимся – солнце по просеке в морду, болотина – останавливаться поздно, сходу приходиться решать развилка напра-нале… Прошли! Дорога на подъем пошла. Колея в травке просматривается нехилая, да и валежник появляется. Пешая разведка с километр, попутно разгребание валежника – можно, если осторожно. В колеях сухо, но «вам по пояс будет»(чем такую нарыть можно?) Взялся за пилу, каюсь, пришлось спилить пару липок живых. Тихонько, аккуратно, по кромочкам вышли на горку. Вниз проще, но с грязью местами. Колея хорошая – и мостом не задевает  и по боковому уклону скатываться не дает. Впереди просвет. Счастье! Газопровод! (по картам выход на него с трассы так и не нашли)  Глина с камнями, после дождя минимум пара дней прошла – кааароче автобан аж с километровыми столбами. Дальше даже штурман начал угадывать куда мы едем. Добрались до железки, вдоль неё до Айгира вообще дорога для среднестатистического водителя. Да, лужи там, но шноркель не надо и дно каменистое.

Добрались до порогов. Может по большой воде и пороги, но сейчас просто камни в реке и вода журчит. Короткие сборы. Одежда, обувь, вода, рюкзачёк, аппаратура… На минуту снимаю свои традиционные очки и напарываюсь глазом на ветку(правым рабочим).  Сразу вспоминается спиленная липка(у лешаков свои поверия).  Глаз целый, но не совсем дееспособный. Ну не обратно же ехать – идем в горы. Горы, воздух, высота, красота, ветер, лето, страшно, больно, одышка, жарко, холодно, просторы, перспектива, скользко, твердо, пить, снова больно, снова красота…

Спустились, доехали до станции, посмотрели деревушку, база строится, молодежь отдыхает, жезезнодорожники работают. Прогулялись по речке. Для купания и середины июля как-то прохладненько. Змеи греющиеся на камнях отбили дальнейшее желание к прогулке. Вареная картошечка с салатиком и консервами на солнышке у подножья горы под журчание речки и изредко проходящие поезда... И обратно вдоль железки по лужам, по бродам через речушки и Б.Инзер до Ревети. Там в планах было подъехать максимально близко к М.Ямантау и подняться, но почему-то от центральной усадьбы Южноуральского заповедника все дороги на территорию перекрыты. Выехали на федералку – с неё тоже. Всеж объехав загородь с «Низяя!!! Штраф 2000 р» поплутали по старым просекам, но поскольку «низзя» давно и серьезно, все заросло и надежда куда-нить пробиться не утопив авто была задушена жабой отдавания 2000 р.  Смирившись, благоволучно проехали Белорецк любуясь видами закатных горных пейзажей и в соснячке с видом на розовые облака над Тирляном отошли ко сну…

 

День 4. Утро. Экскурсия по Тирляну. Остатки завода, легендарное колесо, пруд. И снова в леса-болота. Все с содроганием ждем знаменитые броды по которым «без шноркелей никак».  Не нашли. У реки Тирлян берега такие пологие, что чтоб достичь критической отметки надо залить все луга в долине – ну и ладно. Лесовозная дорога, местами лужи, где-то чернозем, в лесу по соснячку вообше красота, дорогу похоже грейдером ровняют – расслабились. Ребята идут с рюкзаками, мы им ручкой, они тоже. «Довезем?» - «Садись!» Уфимцы. Идут туда же, сутки на вокзале просидели из графика выбились. Едем разговоры говорим, лужи объезжаем, в карты играем(у них не лучше), заблудиться-то негде – одна дорога. Развилка. Вроде направо. Сунулись – колея лесовозная по… Назад, налево – лучше. Проехались навигатор верищит – не туда. Снова к развилке. Дорога рабочая лесовозная, трактор не проходил не ровнял. Чернозем не то чтоб грязь, а в самом поганом состоянии – и машину не держит и мостами не мнется. Вперед! Ещё! Назад! Ни вперед не назад!  Предложили туристам далее пёхом – это наши проблемы. «Турист туриста не бросит!» Лопата, камни, палки. Ещё вперед! Дальше глубже. Хорошо сидим! Впереди бесперспективняк, но немного. Пешая разведка – перспективняк через лес рубиться, смотреть надо. Девчёнки пошли пёхом. Лопата, домкрат, сандтраки, мужики толкают – из очередной колеи вышли. Парней тоже отправили. «Проедем – догоним». Прогулка по лесу с попутной расчисткой валежника и вперед раздвигая мордой кусты. До сухой дороги немного дойти заросли не дают – возвращаемся на колею. Навстречу бульдозер лесовоз КАМАЗ полноприводный сопровождает – вот чем они колеи роют. Мешаемся мы им. Ждать не стали пока я из колеи вылезу – трос на крюк и остальные 50 метров можно про педали и руль забыть. Дальше с ветерком догоняем уфимцев и за разговорами до Мисели. Опять «налево пойдешь… направо пойдешь…» Мужик на кордоне. «Нам куда?» - «Туда»(ехидненько так усмехаясь). Лес, луга, поляны, колеи, лужи. Ручеек, грязь, дна нет, бревен палок накидано. Выбираю траекторию, сходу, удар о берег, бампер загнули(дна действительно нет),  вроде вышли на берег, машина стоит всем буксует, парни выскакивают толкать чтоб не скатилась – мертво. Осмотрелись. Бревно из ручья зацепили, оно колом встало враспор. Пила, топор – едем в следуюший ручей. Он с дном и берегами, но проезжается с вывешиванием одного колеса. Опять лес, луга, лужи, колеи. Идем в гору. Немного осталось! Снова засада! Варианты: лужа без дна, колея по…, деревья впритирку. Выбираем третий. Колесо соскальзывает с корня, прижимаемся бочиной – парни отжимают – проехали. Еще через пару километров(или так показалось) очередная засада, но тратить на неё время ради оставшегося километра дороги нет смысла. Машину на полянку, треки на ноги, рюкзаки на плечи и дальше. С уфимцами расстаемся – у них планы продолжительнее. Мы налегке бежим наверх дивиться чудесами природы.  Рай для скалолазов, веревки везде висят. Наползались, налазились по физическим и очковым возможностям. Ну и конечно же красотишша!!!

Обратная дорога по проторенному. Меж деревьев пошли другим вариантом, через ручейки с применением инженерных конструкций – долго, но безболезненно, колеи к тому времени трактор разровнял. До речки Тирлян доехали, хоть не жарко и мельче колена, но попалькаться в кайф. Поужинали сами, комаров покормили(до арбуза так и не дошло) и с ожиданием медведя завалились в палатку(так и не пришел)…

 

День 5. Проснулся от звука дождя. Не то что б  дождь, а так противно по мелкому, то есть, то нет. Пришлось встать собрать барахлишко с улицы(сандтраки отмытые от грязи там сушились). Не идти же снова спать. Стоим на поляне клубничной(кстати, всю дорогу мы ходили, ездили и спали на клубнике), пока штурман досыпала пару литров насобирал. Подъем, завтрак итд. Возвращаемся в Тирлян попутно любуясь прудом и набрав воды в местном ключе. Видимо популярный(или в поселке водопровод не работает) - народ периодически подходит и подъезжает(регион 02, 74 и ещё 18). В поселок заехали по той же дороге, круг дали, обратно к пруду приехали – выезда не нашли. На второй круг пошли более удачно. Небо хмурное. В Белорецке зашли в магазин, вышли уже под дождь. Едем на Учалы. По пути озеро Узункуль. Миленькое такое. Вода самая прозрачная из всех виденных водоемов(кроме карьера наверно). Дождь кончился. Грех шашлычёк на берегу не поесть. Удивляют башкиры – деревни аккуратные, ухоженые, все чисто и крашено, а на природе, как место поприличнее - засрано все. Местечко нашли, курятины с костра поели, арбуз не трогали. Объехали озеро вокруг, водоплавающих посмотрели. Стыдно стало клубнику топтать, достали ведро, больше половины набрали минут за 15, наелись до тошноты. Едем дальше. Такое впечатление, что тучи опускаются. Не туман, не дождь, а именно опускание туч с неба аж до верхушек деревьев. Тоскливо так. Карьер у дороги заброшенный – не проезжать же мимо. Заехали. И вот оно случилось! Арбуз разрезали, весь не доели, но отъели много. Побродили, камешков пособирали, клубники ещё поели. Тучи к тому времени уже на землю легли. Как ежикам в тумане и ехать не охота и смотреть нечего когда за 100 метров ничё не видать. Арбуз доели и спать засветло(если можно так сказать) завалились. Ночь сырая. То-ли дождь, то-ли туман, да еще выходить регулярно(мы ж еще под шашлычек коробку сока употребили)… Каароче – выспались от души.

 

День 6. Проснулись всё в том же тумане, дождь моросит, мерзко. Под утро очень навязчиво снились сцены из  х/ф «Водный мир». К чему бы? Следующие по плану Круглая сопка и исток Урала. Едем, дорогу видим под носом, где какие хребты, сопки и вершины даже намеков никаких. Смысл куда-то лезть как ёжики в тумане? Грунтовки размокли(чернозем там), а к истоку ещё и через болото рубиться. Грязи уже не хочется. Видимо Башкирия нам больше ничего не покажет. Не последний раз. Надо убираться отсюда. Попутно заезжаем на оз. Аушкуль. Обед, созерцание жизни местной дичи и снова на север. Граница Челябинской области встречает ясным небом и солнышком – чудеса! Время есть, сочинять новую программу лениво. По дороге Карабаш. Чёб не посмотреть памятник экокатастрофы? Бродим, обсуждаем физикохимию, биологоботанику и политикоэкономику(как по приезду уточнили, за 90 лет 14 млн. 230 тыс тонн выбросов). Камешков для химанализа набрали. Сворачиваем на дорогу домой. Последний пункт – Черемшанские карьеры. Их несколько действующих и закрытых, сухих и затопленных. Дорог море, да и полазить есть где. Резвились остаток дня. Ночевка на берегу огромной ямы с зелено-голубой издали, а вблизи идеально прозрачной водой.

 

День 7. Продолжение исследований карьеров. Ну, нельзя за всю поездку в разгаре лета не искупаться! Вода температурно не совсем комфортная, но видно на глубину одного яруса, а это метров 6.  Плавать почему-то охватил животный страх. Не из-за осознания что под тобой полста метров, а от понятия «затопленный», от вида растущих из дна сосен.  Вспомнилось Лохнесское чудовище, а когда поцарапал пузу об вершинку дерева с ужасом выгреб на берег. Задумался обо сне о «Водном мире»…

Дальше просто дорога домой с остановками для поедания малины(а её не меньше чем клубники), перекус на р.Уфа в Саране, любимая дорога мимо красноуфимского моста на Октябрьский, передых с чайком в Чайковском на вдхр, ну и пробки по ижевским улицам, после которых(улиц) таежные тропы вспоминались как автобан…

 

Точки путешествия
Загрузка...