По Грузии на машине, август 2018 в блоге путешественника Oleg1208

По Грузии на машине, август 2018

Oleg1208 аватар

Несмотря на открытие автомобильного моста через Керченский пролив и активное продвижения отдыха в Крыму, мы, не поддавшись массовым рекомендациям со стороны знакомых, решили провести отпуск в формате автопутешествия по Грузии. Составив заранее план поездки и неоднократно его перекроив, в виду своего желания охватить как можно больше мест, забронировали через Booking отели для проживания.

Наступил долгожданный отпуск и мы, загрузив свой хетчбэк "под завязку", отправились в путь. 

 

В первый день проехали 1100 км по платной трассе М4, купив транспондер, позволяющий экономить время в пунктах оплаты. Переночевав в Аксае, мы заехали в Ростов-на-Дону, немного прогулялись, прокатились на колесе обозрения и снова отправились в путь. 

С несколькими техническими остановками и заездом на обед в Невинномысск, в 23-30 мы подъехали к началу очереди к КПП Верхний Ларс. Пересечение границы на автомобиле возможно только по Военно-Грузинской дороге, в следствии чего на таможню стоит огромная очередь из фур и легковых машин. Как написано на информационном щите: плановая пропускная способность пункта - 4000 человек в сутки, по факту в летний период - 12500 человек. 

Встретив рассвет в этой пробке, мы в начале шестого утра пересекли границу, доехали до посёлка Степанцминда, заселились в отель, позавтракали и легли спать. После трёхчасового сна, мы довольно-таки бодрые пошли гулять по окрестностям. 

Посмотрев курс в нескольких обменниках, мы убедились, что он грабительский и сняли лари через банкомат с карты Тинькофф. В обменниках просили 34 рубля за лари, у нас получилось примерно по 27. 

Купив местную сим-карту и пообедав, за 50 лари поднялись к Троицкой церкви (Гергети) на внедорожнике.



Осмотрев церковь и полюбовавшись потрясающими видами на ледяную вершину пятитысячника Казбек и горным пейзажем, хорошенько проветрившись, мы вернулись к ожидающему нас такси. Взятые с собой лёгкие пуховики оказались очень кстати, на дрожащих под сильным ветром туристов в шортах и майках смотреть было холодно. Спускаясь вниз видели, как водитель универсала, весь в поту, пытался штурмовать бездорожье. Если подниматься сюда на автомобиле, то только на полноприводном внедорожнике, остальные машины потом дороже чинить, чем отдать 50 лари за такси в обе стороны. Как рассказал водитель, то и дело приходиться вытаскивать застрявшие легковушки, чтобы освободить дорогу.

В понедельник проснувшись без будильника в 6 утра, мы загрузили вещи в машину, позавтракали и поехали дальше изучать Грузию. По пути сделали остановку на смотровой площадке с построенной в 1983 году, по проекту Церетели, аркой Дружбы Народов.

 


Не заезжая к крепости Ананури, в которой мы уже были этой зимой, проехали к пляжу на берегу Жинвальского водохранилища. Сильной жары не было, но недавно купленный сапборд, занимавший практически весь багажник, не позволял проехать мимо. Пока я тренировался в управлении доской, жена, расположившись на бережке, покуривала кальян. Накатавшись, и, что очень порадовало, без вынужденного купания в прохладной воде, мы впихнули обратно вещи в машину и направились в монастырь Джвани, в пригороде Тбилиси. Заехав наверх к монастырю, насладились открывающимся видом на Мцхету, древнюю столицу Грузии, в которой мы были в нашем зимнем путешествии.

 

 


Перекусив в придорожном кафе, в восемь вечера мы добрались до нашей гостиницы в Кахетии в городе Телави.

Утром следующего дня поездили по окрестностям - посетили собор XI века Алаверди, считающийся самым древним сооружением Грузии. Затем заехали в монастырь Икалто, крепость Греми и в село Цинандали, где погуляли по поместью князей Чавчавадзе. В обед вернувшись в Телави, мы, насладившись грузинской кухней и вином, пошли пешком гулять по городу. Осмотрев крепость Батонис Цихе, дошли до самого старого дерева Грузии - 800 летнего платана. Побродив по улочкам старого города, день мы завершили в парке Надиквари, в котором любят отдыхать как туристы, так и местные жители.

 

https://

 


 

https://

 

В среду, позавтракал в отеле, мы сдали ключи от номера и отправились в следующую точку нашего путешествия - Боржоми. Проехав по Алазанской Долине, где произрастает большая часть виноградников Грузии, мы направились на пару часов в город Сигнахи, забравшись к нему по крутому серпантину. Старый город окружён крепостной стеной с сохранившимися сторожевыми башнями, с которых открывается красивый вид на рыжие черепичные крыши и Алазанскую Долину.

 

 

 

 

Покинув "открыточный" Сигнахи по другой, менее петляющей дороге, мы пообедали в придорожном кафе, и около восьми часов вечера заселились в гостиницу в городе Боржоми.

 

https://


До захода солнца мы успели прогуляться по курортному парку, испив тёплого Боржоми, и подняться на фуникулёре на смотровую, где, практически перед самым закрытием, прокатились на колесе обозрения. Находящийся в ущелье город стал светится огнями и мы, немного полюбовавшись им сверху, решили пешком спуститься в парк. Уточнив у водителя электромобиля местонахождение тропинки вниз, мы, пройдя метров триста, подсели по его приглашению в экскурсионный вагончик. Прокатив нас с ветерком до входа в парк, водитель отказался от денег, приняв в качестве благодарности только "спасибо".

Вечер мы провели в ресторанчике на берегу реки Куры, которую грузины называют Мтквари.

 

 


Проснувшись в 8 утра и решив позавтракать, я был вынужден довольствоваться купленным в хлебной лавке хачапури и чаем из пончикового ларька. Все кафе и рестораны, в которые я заходил, начинают работать с 11-00, что показалось мне очень странным, не все же поздно встают...

 

 

 

Ещё раз пройдясь по парку и выпив минералки, мы загрузили вещи в машину и направились в пещерный город Вардзиа, заехав по пути в Зелёный монастырь, расположенный в лесу на берегу горной реки. 

Проехав, большей частью, горным серпантином около 110 км, мы оставили машину на парковке и пошли изучать пещерный город. Вардзиа - это монастырский комплекс XII - XIII веков, который был создан в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры от вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1283 году произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. 

Пройдя маршрут по пещерам, мы вышли из Вардзиа по идущему вниз крутому туннелю и перебрались на машине на смотровую площадку на другой стороне реки. Отсюда я запустил квадрокоптер и снял пролёт вдоль пещерного города.

 

 

https://

 

Законодательство Грузии, в отличие от Российского, позволяет пользоваться дронами, с некоторыми ограничениями, без получения каких-либо разрешений и регистраций. У нас соответствующий закон пытаются принять с 2016 года... 

 

Дальше наш путь лежал на побережье, в Батуми. Несмотря на то, что навигатор упорно прокладывал маршрут через перевал Годердзи по Трансаджарской трассе, мы все-же вернулись в Боржоми и направились на побережье через Кутаиси. 

Ещё дома планируя путешествие, я прочитал, что называть эту дорогу "трассой" можно только с усмешкой - асфальта нет, а в некоторых местах, если пойдёт дождь, нужно переезжать вброд. Для проезда там пригоден только внедорожник и с учётом скорости движения, несмотря на разницу в 130 км, время в пути по обоим маршрутам будет одинаковым. 

Выехав из Вардзии около четырех часов вечера, в Батуми мы добрались в полночь. 

К сожалению трасса от Кутаиси до Батуми оказалась перекрыта и пришлось ехать по однополосной дороге весь маршрут. 

Манера езды в Грузии заслуживает особого внимания. Несмотря на высокие штрафы, нарушают все. Превышение скорости более 15 км/ч - 50 лари (~1350р), более 40 км/ч - 150 лари (~4000р), заезд за сплошную линию - 50 лари (~1350р). 

Грузинские водители могут обгонять по встречке, через сплошную линию разметки, перед "слепым" поворотом того, кто и сам уже обгоняет. По дороге видели, как автомобиль с местными номерами, при однополосном движении длительное время обгонял всех между потоками. Увидев эту машину на обочине рядом с торговыми рядами, мы были очень удивлены лицезреть рядом с ней двух монахов в рясах...

Так же наблюдали картину, когда водитель, двигаясь по встречке в запрещённом месте, увидел полицейский автомобиль, собравший за собой "хвост" и встроился в свой ряд за машину после них. У нас бы точно тормознули, здесь все просто спокойно поехали дальше. 

Да и в виду огромного количества домашнего скота, который часто гуляет по дорогам, не выезжать на встречку просто невозможно. 

Скоростной режим тоже мало кто соблюдает, как я понял камер на дорогах у них пока не много. 


Выспавшись после дороги, мы позавтракали в гостинице и пошли гулять по Батуми. Прошлись по главной части набережной, где установлена необычная инсталляция Али и Нино, посвящённая трагической истории любви мусульманина и христианки. Две статуи медленно приближаются друг к другу, постепенно соединяясь в единое целое, а затем расходятся в разные стороны. Вечером эта композиция красиво подсвечена и выглядит ещё более впечатляюще.

 


Изучив окрестности с колеса обозрения, мы арендовали электроскутер, проехали на нем всю семикилометровую набережную и сдав его спустя час, пообедали в прибрежном ресторане. 

Расположившись на шезлонгах, так и не дождавшись, когда к нам подойдут взять за них плату, вторую половину дня мы провели на пляже. Пляж в Батуми галечный, без рифовых тапочек заходить в воду было бы крайне не комфортно. Местные предприниматели, понимая высокий спрос на эту специфичную обувь, предлагают купить её прямо на пляже. 

Каждые 3 минуты вдоль моря проходит очередной торговец, предлагающий приобрести чуртчхелу, кукурузу, холодные напитки. Этот слишком навязчивый сервис, по крайней мере нам, нормально расслабиться не позволил. Как люди проводят в таких условиях целый отпуск нам непонятно... 

 


На закате мы покинули пляж и направились гулять по приморскому парку. В летнем театре шла открытая репетиция танцевального шоу, мы зашли посмотреть и приобрели билеты на завтрашний показ.

Пройдя по вечернему Батуми, в котором красивые и интересные здания соседствуют с разваливающимися хибарами, вечер мы провели в работающем круглосуточно ресторанчике неподалёку от нашего отеля.

 


Утром следующего дня, мы направились на машине к самой отдаленной от порта части пляжа, где легче найти парковку и меньше народу. Накачав на берегу сапборд и оставив всё лишние в машине, оставшиеся вещи упаковали в гермомешок и пол дня ходили, то вдвоём, то по одному на доске с веслом вдоль берега.

 

 

Укатавшись и обгорев, мы вернулись в гостиницу, пришли в себя, и ближе к вечеру, отправились в приморский парк к театру на шоу "Грузинские танцы". Погуляв по парку, где в тени пальм стоят шахматные, бильярдные и теннисные столы, а в прудике плавают лебеди, в восемь вечера мы зашли в театр. С трудом нашли свои места, в виду того, что нумерация на креслах практически везде отсутствует и расположились ожидать начало, которое задержалось на пол часа. Выступление танцоров было выше всех похвал и мы, вместе с остальными зрителями долго ещё аплодировали по завершению представления.

Поужинав в полюбившемся нам ресторане, мы, подустав от жаркого и многолюдного Батуми предвкушали наше пребывание в Местии, куда утром следующего дня нам предстояло отправится.


После завтрака быстро собрав вещи, которые мы в данном формате путешествия с постоянными переездами особо и не разбирали, в начале одиннадцатого мы выехали из Батуми.

Спустя три часа пути по хорошей прямой дороге, начался серпантин. Свернув с маршрута, мы подъехали к Джварскому водохранилищу со стороны Ингурской ГЭС - крупнейшей гидроэлектростанции Кавказа. В связи с тем, что её строения находятся как на Грузинской, так и на Абхазской территориях, эксплуатируется она совместно.

 


Осмотрев плотину и немного прогулявшись вдоль водохранилища, вода в котором удивительного изумрудного цвета, пообедали в ресторанчике. Поинтересовавшись у охранника можно ли снимать ГЭС с квадрокоптера и получив неуверенный, но положительный ответ вернулись на смотровую для запуска. Подождав пока уже находящийся здесь пилот Мавика завершит полёт, чуть не разбив свой дрон, который повёл себя неадекватно, я немного обычного волнуясь, поднял Фантом вверх. Засняв ГЭС и водохранилище с высоты птичьего полёта, мы спустя два с половиной часа продолжили свой путь в центр горной Сванетии.

 

https://


Преодолев за 3 часа сто километров серпантина вдоль реки Ингури, берущей своё начало в горах Шхара и Ушба, мы, сделав несколько остановок на смотровых площадках, около семи вечера добрались до Местии.

 


Заселившись в номер в гостевом доме на окраине посёлка, отправились на ужин в ближайший ресторан. Вкусно и плотно поев и выпив под грузинское хоровое песнопение под аккомпанемент пандури - народного трехструнного инструмента, просидели покуривая кальян и общаясь с другими туристами до ночи.

 

https://


Утром с удовольствием поглотив домашний завтрак, входящий в стоимость проживания, мы направились в центр посёлка. Не обнаружив нигде проката трекинговых палок, купили несколько литров воды и начали восхождение к озёрам Корульди. Пройдя вверх вдоль горной речушки, тропа свернула в тень деревьев, что в полуденный зной было очень кстати. После очередного поворота, нам навстречу вышло 3 коровы, которые несмотря на крутизну спуска обошли нас практически через кусты. Спустя около двух с половиной часов медленного подъёма в гору мы преодолели около двух километров. Осознав, что до озёр ещё в три раза больше, а вода и силы на исходе, мы спустились обратно вниз. К таким прогулкам мы оказались не готовы ни физически, ни технически - не зря придуманы трекинговые ботинки и палки. Пообедав внизу в одном из ресторанчиков, мы направились к стоянке такси, где договорились о завтрашнем подъёме к озёрам на внедорожнике.

Зайдя в номер за дроном отправились гулять вдоль горной реки, откуда осуществили аэросъёмку Сванских родовых башен и всего посёлка.

 

https://


На второй день пребывания в Сванетии, придя в 9 утра к ожидающему нас внедорожнику мы встретились с нашей попутчицей, приехавшей из Польши. Стоимость проезда в две стороны стоит 200 лари за машину и естественно выгоднее с кем-то кооперироваться. Поднявшись за 30 минут до озёр, мы два часа провели наверху, любуясь открывающимися видами и отлетав почти три батарейки на квадрокоптере.

 

https://


С дрона удалось с довольно близкого расстояния заснять двуглавую Ушбу - легендарную гору Кавказа. В переводе с сванского её название означает "гора приносящая несчастье" и как я слышал статистика смертей при восхождениях полностью это подтверждает. Кроме этого с Ушбой связан и забавный исторический факт: в1903г сванский князь Дадешкелиани подарил и документально это оформил гору юной австрийской восходительнице. А на вопрос сванов: "Как ты мог нашу Ушбу отдать какой-то чужеземке?" – резонно ответил: "Гора где стояла, там и стоит. А женщине приятно!"

 


Отъезжая от озёр Корульди, мы встретили шестидесятилетнего мужа нашей попутчицы, который бодрый и довольный поднялся сюда за 4,5 часа и собирался, перекусив и немного отдохнув, пойти ещё выше, где подъёмы сложнее и опаснее.

 

 

Спустившись вниз мы сели в свою машину и поехали к канатной дороге горнолыжного комплекса Хацвали, в надежде отобедать в кафе с видом на Ушбу. Поднявшись на креселке вверх, оказалось, что кафе не работает, хотя народу на его террасе было предостаточно. Насладившись видами, я долетал заряд третьей батарейки на дроне, и мы поехали вниз обедать.

 

https://


К сожалению, вкусно кормят не во всей Грузии. Несколько раз столкнувшись с тем, что несмотря на наличие в меню, официант извинялся за отсутствие хинкали, мы с намерением их сегодня поесть, спрашивали об этом при входе. Получив во втором ресторанчике положительный ответ, расположить в ожидании на балконе над горной речкой. Увы, принесенное больше смахивало по вкусу на переваренные большие пельмени из свинины и мы, не желая ни с кем ругаться из-за 150 рублей попросили счёт и разочарованные ушли в другое заведение. Хинкали в Грузии стоят совсем недорого и, наверное, некоторые заведения намеренно отказывают в их заказе, чтобы гость выбрал более сложное и дорогое блюдо. 


Закат мы встретили, сидя на балконе своего номера покуривая кальян и попивая вино. Завтра предстоял переезд в Гудаури, до которого по прямой не больше 200 км, но из-за рельефа местности навигатор рассчитал почти в 3 раза больше.

 


Выехав около одиннадцати из Местии, практически весь день мы провели в пути. Одну из остановок мы сделали в Пасанаури, в месте слияния Чёрной и Белой Арагви. Одна река чистая, вторая нет и на их стрелке это очень отчётливо видно.

 


Заселившись в отель, именуемый "Царь-бани" и предоставляющий услуги самой высокогорной в мире русской парной, мы поужинали, и не будучи особыми любителями парилки, легли спать. 

После завтрака, сделав облёт Гудаури на дроне, мы отправились в сторону границы, сделав остановку в районе Арки Дружбы Народов, где Катя долго ловила кадр выхода ослов из заброшенного здания, а я квадрокоптером разгонял и снимал огромное стадо овец. 

 

https://

 

 

https://


Пообедав в понравившимся нам кафе в Степанцминде, мы после неудачной попытки купить хорошую чуртчхелу на местном рыночке, практически без гостинцев продолжили путь. Готовясь к многочасовому пересечению границы и попыткам ускорить не безвозмездно этот процесс, подъехали к началу очереди. К нашему удивлению мы были всего лишь четвёртыми и через 40 минут были на Российской территории. То ли, как и говорили мне зимой местные, днём желающих очень мало - потому что все думают, что быстрей ночью, то ли российские погранцы искусственно тормозят процесс, дабы иметь возможность зарабатывать на готовых платить за продвижение в объезд очереди.

 

https://


В половине шестого мы заселились в гостиницу в городе Железноводске, поужинали, погуляли и отправились отдыхать. 


Утром, договорившись о более позднем выезде, мы взяли напрокат велосипеды и поехали в курортный парк, кататься и пить тёплую минералку. Вернувшись через два часа, пообедали и двинулись в путь, в тот-то же мотель в Аксае. 

 

 

 


По утру, позавтракав в Макдональдсе, мы продолжили движение в сторону дома, решив заехать в Воронежской области в Дивногорье, рекламный щит которого я приметил ещё в позапрошлом путешествии по трассе М4.

Найдя на картах церковь на берегу Дона, мы проложили к ней маршрут. Правда это оказалось не то место, а с созвучным ему названием - Белогорье. 

Пещерный храм выкопанный в меловой скале в конце XVIII века, по которому нам провел экскурсию служащий здесь монах, потряс нас своим масштабом. Работы велись в течение 30 лет вручную, да ещё и при свечах. Мы прошли вниз только три этажа из десяти, заглядывая в кельи живших здесь монахов и поражаясь, как люди без должного образования, могли всё это сотворить. Сырость, эхо, тишина, наши мелькающие тени на стенах в свете свечей - всё это показалось нам очень таинственным и мистическим, войдя сюда мы этого никак не ожидали. 

 

 


Заехав на машине к установленному на обрыве мелового холма кресту, мы произвели аэросъёмку этого необычного места и пообедав в придорожном кафе, продолжили своё возвращение к рутине. Путешествие закончилось, пора думать о следующем) 

 

https://

 

Точки путешествия
Загрузка...