Велопоход по Калининградской области в блоге путешественника Элвин

Велопоход по Калининградской области

Элвин аватар

]]>]]>


Звезды на косах 2012

Здесь речь пойдёт о велопоходе по калининградской области. Начну с того, что это был первый велопоход, который я организовывал и в котором я участвовал. То же было и с остальными участниками похода. Поэтому километраж изначально закладывался небольшой, поскольку неизвестно было как о комфортабельности перемещения по нашему предполагаемому маршруту, так и о наших возможностях перемещений на велосипеде, да еще и с рюкзаками.

Собирались мы достаточно спонтанно, но, несмотря на это, экипированы были все неплохо: горные велосипеды среднего уровня на ходу, багажники и велорюкзаки были у всех. К счастью, никому не пришлось возить свой скарб на спине – это очень тяжело и неудобно.

Решились мы на движуху примерно за неделю до старта – билетов на поезд уже не было. Полезная информация о специфичности выбранного мной для поездки региона: поезд в Калининград ходит раз в два дня и билеты на него можно купить только в специальных кассах на вокзалах только лично и только с загран.паспортом. На сайте РЖД можно лишь осведомиться о количестве билетов. А вот авиасообщение СПБ-Кёниг происходит примерно 10 раз в день. Без пересадки летит вроде только «Россия» 6-8 рейсов в день стоимостью от 6,5к.

Так решено было туда лететь самолетом. Бесценный опыт был получен мной в ходе приобретения билетов. Как известно, билеты на самолет обычно приобретаются на сайтах авиакомпаний. В то же время, в информации на сайте авиакомпании «Россия» о провозе спортивного снаряда, такого как велосипед, нужно «предварительное согласие с перевозчиком». Само собой эта фраза заставила меня позвонить в офис и узнать что такое «предварительное согласование», - ответом было то, что мне нужно покупать билеты в офисе, иного механизма предупредить, что со мной будет любимый ляс, не существует.

Происходило всё так: первый день я стоял очередь для брони билетов с запросом на негабаритный багаж, второй день я пришел выкупать билеты, но ответ на запрос не пришел, на третий день мне позвонили из офиса и сказали, что в негабарите отказали, потому что размеры велосипеда менеджер написала с передним колесом (210х150х20) а надо писать без (150х80х20). Менеджер поопытней перебронировала с другими размерами и на четвертый день я отстоял очередь, чтобы наконец уйти с билетами. Очереди в офисе «России» надо сказать очень неприятные - на 1,5-2 часа. Но самое важное, что я узнал от менеджера, что поопытней, что можно было забронировать билеты в нете, по телефону горячей линии предупредить о негабарите, а потом отследить статус брони, после чего оплатить билеты. То есть, купить билет с велосипедом сложнее, но ВСЁ МОЖНО СДЕЛАТЬ БЕЗ ПОСЕЩЕНИЯ ОФИСА. По этой схеме был куплен обратный авиабилет для одного из участников.

Теперь немного важной инфы о перевозке: на сайте написано, что нужно свернуть руль и снять педали. Но это не совсем так: во-первых мы по-любому снимаем переднее колесо, после этого руль можно просто повернуть  и после этого запихать всё в чехол. Про чехол хоть и не написано в правилах – в офисе мне сказали, что без него могут отказать в перевозке. Один велик у нас летел без чехла, а два с не открученными педалями. Из потерь во время перевозки – на одном из лясов погнута педаль. Так что этот совет лучше принять во внимание и сдавать в багаж без педалей. Еще из полезностей – пластиковая защита вилки – деталька, которая распирает вилку и защищает крепления (перья) для оси колеса. Ну и я сдавал свой велосипед, обернутый в пенку с расчетом на защиту заднего переключателя от повреждения. Еще я рекомендовал бы иметь с собой запасного петуха, поскольку его при перевозке легче всего повредить, да и в путешествии можно поломать.

 

Стартуем мы все от дома, Питер, как обычно, провожает дождём, что не оптимально для движения в сторону Пулково (мне, например, 32км). Разбираем велики, летим, собираем велики. И вот из дождливого холодного Питера мы попадаем в солнечный теплый Краснодар Калининград. В планах сразу на Куршскую косу: мы движемся по знакам в сторону Зеленоградска – у нас это занимает 17км вместо ожидаемых нами семи. Потому что мы едем по новой трассе соединяющей Калининград, Зеленоградск и Светлогорск, возможно, если свернуть с нее в деревне Храброво можно найти путь покороче. Дорога заслуживает внимания – новая, качественная, с малым трафиком, дорога имеет широкую обочину, по которой чрезвычайно удобно передвигаться на велосипедах.

В Зеленоградск мы заезжаем в поисках ресторана у моря и газа для горелки. Первое мы находим легко, а второе мы найдем только в Калининграде. От души кушаем с видом на Балтийское и едем искать место для ночевки на Куршской косе. На выезд с косы стоит немаленькая пробка, несмотря на то, что сегодня будний день.  Виной тому, полагаю однополосный Т-образный перекресток на въезд в Зеленоградск.

Куршская коса – национальный парк. Въезд для легковушки 300р, для фургона 500-700р. Для велосипедистов – шлагбаум на въезде поднимается бесплатно.  На куршской косе много чего запрещено – с полным перечнем можно ознакомится на сайте ]]>http://park-kosa.ru]]>, но главное, машинам запрещен съезд с асфальтового покрытия, то есть все съезды к морю перекрыты. А это значит, что нигде у моря не будет стоять восьмерки с орущим оттуда рекордом. Поскольку полоса пляжа простирается на 50 километров от Зеленоградска до границы – люди распределены равномерно и почти друг с другом не пересекаются. Что приятно – с мусором то же – его мало и при желании можно весь унести с собой.

Проехав  5-10 километров от шлагбаума начинаем разбивать лагерь. Конечно же, сразу купаемся. Заход в море до Лесного – мелкие острые камни, после Лесного (на север)– песок. Газ мы так и не нашли (а в самолете провезти мы его не могли), костры жечь запрещено, поэтому ужинаем вином с сыром и шоколадкой.

На следующий день первое, что мы встречаем  -  маршрут «Королевский Бор».  Все достопримечательности косы хорошо обозначены на дороге: можно просто чесать по трассе и увидев стрелочку сворачивать, как мы и делали. Затем в Лесном мы завтракаем дынькой. Немножко загораем и купаемся. Погоды стоят прекрасные - жара. Аборигены говорят, что погода на балтике преимущественно дождливая и прохладная. Нам же очень повезло:  10 дней мы провели в сандалях и футболках, лишь два раза шел дождь и только один раз мы под него попали.

За Королевским Бором следует музей природы, но он работает до 17 и мы оставляем его на обратную дорогу.  Далее интереснейший полевой стационар биологической станции – здесь работают орнитологи, и один из них обязательно вам расскажет и покажет ловушки для птиц и др.

К вечеру доезжаем до Рыбачьего – ужинаем в шикарном месте «У штурвала», кстати, выбор места приема пищи невелик – всего 2-3 кафе. Отъевшись, уже по темноте едем в сторону моря в поисках того места, которое станет нам домом на сегодняшнюю ночь – к счастью, на пляже несложно найти место для палатки, а на побережье редко бывает по-настоящему темно. Правда в кустах той ночью на меня кто-то порычал или похрюкал, отчего я порядком припустил оттуда трусцой – кабанчиков диких там достаточно.

Утром - нет ничего приятней - чем выйти из палатки, пройти пару метров, и упасть в бодрящую морскую воду. Первое, что мы встречаем на пути сегодня, – маршрут  «Танцующий Лес». Место может и не уникальное, но какое-то магическое, не буду рассказывать, что там, порекомендую лишь постараться попасть туда в не сезон: рано утром, поздно вечером или ночью, так чтобы вокруг не было ни души…

Дальше по пути историческая, но неинтересная «Высота Эфа». А вот за ней еще одно место, позволяющее почувствовать себя не в Этой Стране, ну а может и не на этой планете – «Озеро Лебедь». Безумная смена ландшафтов, дюны и сосновый лес, степь и море. И шикарная смотровая площадка, с которой тяжело уйти. Здесь, конечно, тоже в идеале оказаться без посторонних, что сделать проще, чем в танцующем лесу.

Ну а дальше – для галочки – едем до границы с Литвой, где нам очень коротко и четко  говорят разворачиваться бл. Ну мы и не собирались  на литовскую часть косы – ни у кого не было визы, как-то так сложилось, но потенциальным  авто- и велопосетителям куршской косы, я посоветовал бы захватить шенгенскую визу – это позволит полностью исследовать косу.

Развернувшись, чешем обратно, мы уже научились выстраиваться в колонну так, чтобы те, кому тяжелее ехать, ловили аэродинамический поток впередиидущего. Это помогает равномерно расходовать силы тренированным и не очень. Заезжаем снова в Рыбачий перекусить и едем дальше до музея, в который не попали позавчера, рядом с ним устраиваем ночевку. В этот вечер я уже не мог без костра и без чая. Поэтому несмотря на запреты на костры (хотя в общем-то на палатки у них тоже запрещено ставить) я всё-таки делаю чай на небольшом костре.

Утром я повторяю это упражнение и мы движемся в «Музей Природы». Музей не самый скучный, особенно часть, посвященная крайбитерам – специфическим охотникам на птиц куршской косы, которые убивали этих самых птиц исключительно укусом в голову. В музее также есть приличные  загончики с лосями и косулями.

Через  час после выезда из музея мы выезжаем и с Куршской косы, считая, что изучили мы её достаточно досконально, чтобы двигаться дальше. Мы держим путь на балтийскую косу и тратим почти весь день, чтобы туда переместиться: едем на электричке от Зеленоградска до Калининграда (1 час), там пересаживаемся на электричку до Балтийска, но выходим зачем-то в Приморске, от которого и едем потом по загруженной дороге (пятница вечер) до Балтийска, чтобы там сесть на паром до Балтийской косы. А в перерыве между электричками мы успеваем затариться газовыми балонами.

Дорога Приморск – Балтийск – узкая, без обочины, загруженная фурами (Балтийск – огромный порт) – велосипедист там негармоничен совершенно. Балтийск произвел впечатление мегакронштадта: ранее закрытый военный порт, а ныне бурно развивающийся торговый порт с осколками минувшей боевой славы. Город не маленький, достаточно симпатичный, с длинной набережной, старыми кампусами и маяком.

Но мы туда попали в самый неподходящий момент – в пятницу вечером в хорошую погоду, когда калининградцы и иже с ними едут отдыхать на море, да еще и в день города одновременно с днем ВМФ, которого там имеется база… В общем народу была уйма, на паром на косу стояла огромная очередь из автомобилей, зато на городской площади солдатики чистили разные военные машины, а в проливе стояли огромные военные корабли разных мастей.

Так, утром съехав с Куршской косы с заходом солнца мы переправились на Балтийскую. Закат был чудесен, да настолько, что до темноты мы им любовались с длинного, уходящего на километр в море мола, чтобы потом в полной темноте ориентироваться на неизвестной местности и искать место для ночевки.

Балтийская коса, вопреки нашим ожиданиям, совсем не то же, что Куршская. Это полная противоположность, это страна беззакония, где асфальта 1,5 километра, где пацаны гоняют без прав на незарегистрированных ведрах, где люди разбивают огромные шатры на 3-4 семьи, где пляж – это тоже дорога, по которой некоторые внедорожники развивают до 60 км/час. Хотя там и остались осколки военных частей: какие-то базы ПВО и др, большая часть заброшена. Раньше Балтийская коса была военным аэродромом – об этом свидетельствует исполосованность бетонными взлетно-посадочными полосами почти всей её площади.

Наша цель была доехать до границы с Польшей, таким образом, за неделю проехать всю самую западную границу России, Калининградской области. Но непреодолимые препятствия не позволили нам этого сделать: где-то через  4 километра движения по косе на юг дорога обрывается и начинаются дюны. Конечно, можно было идти до заставы по пляжу, но это 25 километров, а в тот день жара была неумолима, поэтому мы откинули эту бессмысленную идею, нашли симпатичную полянку и остались загорать, купаться и выпивать.

Утром мы пытаемся спешить, потому что обещают показательные выступления в проливе между Балтийском и косой. Успеваем почти к самому началу: проплывают корабли с пулеметами, подводные лодки и, самое зрелищное, какие-то дредноуты пускают настоящие ракеты. После выступлений возобновляют паромное сообщение и мы едем в Балтийск, и там катаемся, пока не начинается тропический ливень, после которого мы спешим на электричку, где нас ждет час жары и толпы.

Где-то в 17-18 мы оказываемся в Калининграде, где пасмурно, но дождя нет. По дороге от вокзала до хостела, который я забронировал в последнюю минуту ночи сбора перед стартом происходит небольшой апокалипсис – у Мити отваливается багажник. Мы на скорую руку его приделываем, доезжаем  до хостела, моемся (душевая кабика! горячий душ!) и идём гулять. Гулять, конечно, не самый подходящий вечер – вечер дня ВМФ – кругом морячки, чрезмерно употреблявшие алкогольные напитки, поэтому мы заруливаем в Паб.

Следующий день – последний день путешествия для Оли – мы проводим целиком на велосипедах и честно откатываем по году больше 50 км. Калининград не самый интересный город, но некоторые спальные районы весьма кошерные и доставляют своей уютностью, зеленостью и тишиной. Туристическая информация присутствует, причем функционально. Там мы получаем карту достопримечательностей, как в лучших местах загнивающего запада - бесплатно!

А потом парень, которого там посадили развлекать туристов, завидя наших педальных коней, выдал нам карту проверенных веломаршрутов калининградской области. Составленная кёнингсбергским велоклубом, подробная, с описанием загруженности дорог и материала их постройки (грунт/асфальт/брусчатка) эта карта для нас оказывается шикарной подлечкой. На карте около десяти маршрутов с описанием достопримечательностей, основных пунктов через которые надо ехать, длины маршрута и т.д. Один из этих маршрутов мы и выбираем для себя – на следующий день, проводив Олю на поезд, мы, оставшись уже втроем, выдвигаемся, чтобы покорить оставшуюся западную часть Калининградской области.

На выезде из города мы находим «Форт №5 Король Фридрих Вильгельм III», более чем наполовину сохранившийся форт, с большим количеством экспозиций, много букв, много экспонатов и много интересного – мы зависли там часа на 1,5 – 2. Вообще, по преданию картографа, этих фортов вокруг Калининграда до дури, но лишь некоторые из них сейчас представляют из себя строения или музеи, многие являются просто названием точки в пространстве или куском старой каменной стены.

Едем мы до Янтарного, где с шикарным видом на море и хорошим аппетитом после 50 км дороги обедаем, 30 минут послеобеденного сна на пляже и дальше в путь. Дальше путь – брусчатка, которую положили еще немцы, вокруг немецкие же домики.  Начинает темнеть и накрапывать дождь, что как бы намекает, пора бы ставить платки. Но съезда к морю нигде нет, думаем заночевать на мысе Таран, но там оказывается военная база и выхода к морю опять нет. Для нас это в новинку – до этого, где бы мы не повернули на запад, мы оказывались на пляже, на берегу.

По подсказкам проходим на пляж через турбазу «Янтарный берег». Решаем съесть по банану, и тут нас застаёт ливень. Конечно тут не до бананов, экстренно бьём лагерь. Чаёк делаем уже в палатке. Поскольку Оля уехала, в одной палатке освободилось место и мы с Николой убираем велорюкзаки внутрь (до этого мы всё оставляли снаружи), а Митя всё равно решает оставить свой рюкзак под тентом.

Утро начинается с того, что Митя не смог найти половину своего рюкзака. За 7 лет вольных путешествий такое случается с нами второй раз. Украдены штаны от велорюкзака: маечки, труселя – Митя лишился практически всего. Конечно, прекрасный повод постебаться. Благо, путешествие близиться к концу.

Движемся в Светлогорск, исследуем, делаем на пляже макароны с тушенкой.  Дальше в Зеленоградск. Едем по новой трассе, которая соединяет аэропорт, Калиниград и западное побережье. Дорога очень хорошая: мало машин, широкая обочина, вокруг цапли и аисты, - ехать одно удовольствие. Так к вечеру мы снова на Куршской косе, снова пьем коньяк на закате…


На следующий день утром последний раз купаемся и загораем, провожаем Николу в аэропорт, а сами едем в Калининград, чтобы снова заночевать в том же хостеле, и утром сесть на поезд домой.

Миша аватар
Offline
Рейтинг: 1926

Как всегда рок-н-ролл, чуваки!